Карта сайта
16 мая 2018, 10:41

Водолазы исследовали тюменский катер, затонувший в 1943

Фото: tyumen.er.ru
Фото: tyumen.er.ru
Тюменские водолазы вернулись из экспедиции «Большой десант-2018», которая проходила рядом с городом Керчь

Поисковые работы тюменцев велись в рамках проекта партии «Единая Россия» «Оружие Победы», их целью стало исследование затонувшего в Керченском проливе торпедного катера, выпущенного в 1942 году на Тюменском судостроительном заводе. Судно пролежало на дне около 75 лет.

О результатах экспедиции, которая стала возможной при поддержке координатора партпроекта Алексея Салмина, рассказал руководитель военно-патриотического клуба «Барс» Олег Денисов. Во встрече также приняли участие секретарь Тюменского регионального отделения «Единой России» Андрей Артюхов, депутат Тюменской городской думы Юрий Баранчук, председатель Тюменского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Герман Смирнов и ветеран судостроительного завода Юрий Андреев.

Команда водолазов тюменского военно-патриотического клуба «Барс», отделения специальной и прикладной подготовки Дворца творчества и спорта «Пионер» и тюменского колледжа водного транспорта совершила погружение на дно Керченского пролива, чтобы исследовать затонувшее судно.

«Мы работали на глубине 13 метров в непростых условиях – при очень плохой видимости и придонном течении. Останки торпедного катера находятся на песчаном дне ближе к Тамани и представляют собой несколько частей катера, значительно удалённых друг от друга и с трудом поддающихся идентификации. Катер очень серьезно пострадал от взрыва мины, а также от якорей крупных судов. Мы убедились, что поднимать останки бессмысленно, а потому решение установить в Тюмени макет торпедного катера – наиболее целесообразно», - уверен Олег Денисов.

Андрей Артюхов напомнил, что все же оригинальные детали катера тюменцы смогут увидеть. В прошлом году тюменской делегации была передана закладная табличка погибшего катера, обнаруженная на дне Керченского пролива археологами Краснодарского музея-заповедника.

«Этот артефакт - ценная находка, особенно в свете последней информации о том, что поднять какие-либо части судна не удастся», - добавил Андрей Артюхов.

Участник поисковой экспедиции Алексей Деменков рассказал о недолгой жизни тюменского судна: «Катер под тактическим номером «АКА-76» был принят в третий дивизион артиллерийских катеров 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота. Воевал он только полгода: 17 ноября 1943 года в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции Советской армии он был потоплен. Версий гибели катера две: по одной он был уничтожен огнём орудий немецкой большой десантной баржи, по второй подорвался на противокорабельной мине, при этом погибла часть экипажа, в том числе командир катера лейтенант Махмут Голлямов и командир звена лейтенант Михаил Матвиенко».

Алексей Салмин предложил собрать информацию о членах экипажа, погибших вместе с катером. Он сообщил, что кое-какие сведения есть, но они разрозненны и пока нет цельной картины.

Архивная поисковая работа запланирована на будущее, а сейчас основное внимание сосредоточено на изготовлении макета катера. Об этом рассказал Юрий Баранчук: «Первый этап – согласование эскиза макета, он будет завершен на следующей неделе. До конца мая мы планируем согласовать чертеж общего вида макета судна. Параллельно ведется согласование стыковки макета с пьедесталом, сделать это нужно технически грамотно. К концу августа мы должны выйти на этап контрольной сборки, чтобы в конце сентября макет прибыл в Тюмень. 22 октября 2018 года – к 100-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда, директора Тюменского судостроительного завода Петра Потапова – в сквере его имени откроется памятник в виде торпедного катера «Комсомолец».

По замыслу оргкомитета партийного проекта «Оружие Победы», памятник станет символом не только трудового подвига коллектива судостроительного завода, но и всех тюменцев, ковавших в годы войны Победу в тылу.

 

Ссылка для блогов